Дискуссия о жизни некоммерческого сектора в России в НИУ ВШЭ

Disclaimer
Я благодарю организаторов за возможность принять участие в семинаре.
Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ — одна из самых передовых площадок в 2019 году по исследованию сектора НКО.

Вступление

Сегодня в стенах Высшей школы экономики на ул. Мясницкая д. 20 состоялся семинар «Менеджмент НКО: искусство управления и баланса». Встреча состояла из трех частей:
а) доклад;
б) вопросы по докладу;
в) прения сторон.

Административные расходы в НКО

Моё выступление в части прений предварил небольшой спор Вячеслава Бахмина с представителем Фонда президентских грантов о допустимом уровне расходов НКО на административные нужды. Свой первый комментарий я посветил этой же проблеме.

Я считаю, что в социально ориентированных некоммерческих организациях административные расходы могут составлять бОльшую часть бюджета. 

Выпускаемый продукт СО НКО — конечная услуга, потребляемая благополучателем из малозащищенных слоев населения. Для регулярного воспроизводства этой помощи нужен труд наемного персонала, на оплату которому формируется фонд оплаты труда из оклада, налогов и взносов в фонды (22% на страховую часть пенсии, 5,1% на медицину,социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства 2,9+ взносы по травматизму)

Дополняя этот список еще арендой помещения и оплатой ЖКХ, мы приходим к выводу, что административные расходы могут достигать львиной доли в статьях расходов в течение года жизни НКО.

Правды ради стоит отметить, что мое замечание более справедливо для «сервисных» (ближе всего АНО) и маленьких НКО.

Развитие сектора НКО в масштабах страны

Государству удобно работать с «мажоритариями» — крупными фондами, суммарный вклад которых в общественное благо рынка благотворительности может быть признан существенным (предположительно 10-30% от общего объема). В дополнение к этому такие организации:

  • понимают государственную риторику;
  • хорошо формализованы;
  • в значительной степени обладают технологическими преимуществами;
  • их очень просто посадить за один стол переговоров в Москве;
  • удобно дать много денег одной большой организации на понятный социальный эффект, чем дать мало денег множеству организаций: вдруг не отчитаются, вдруг не смогут и еще миллион таких «вдруг».

Крупнейшие благотворительные организации в значительной степени похожи на ГБУ или ведомство.

Недостаток этого подхода состоит в том, что:

  • количественно незначительная масса крупных организаций формирует общественный запрос к власти субъектов и федерации образом отличным от потребностей маленьких и мельчайших НКО;
  • противоречит идее сохранения и развития отдалённых, сельских территорий (в ответ на концентрацию ресурсов в городах и агломерация) , в которых малюсенькая НКО, состоящая из нескольких человек, может оказывать адресный социальные услуги населению, замещая/дополняя государственные социальные услуги;
  • маленькие НКО просто отрезаны от коммуникации с органами исполнительной власти и местного самоуправления, усиливая социальное напряжение и недовольство;
  • именно развитие множества маленьких НКО сегодня — залог устойчивого социального, экономического развития завтра. 
Яндекс.Метрика