От «незыблемого» прошлого к нервному настоящему: социум и индивид, конфликты и противоречия.

Преамбула.

Смутное психо-эмоциональное недовольство, заставляет людей задумываться над рядом странностей текущего дня:

  • власть отдаляется от народа, а процесс управления страной превращается в закулисную игру;
  • рост количества популистов различного толка;
  • большинство людей ограничивают круг своих интересов семьей, поскольку более широкие информационные потоки доставляют дискомфорт;
  • появление проблем, о которых много говорят, но ничего не делают;
  • смех и низведении «старых» ценностей до уровня пошлых шуточек;

Мне очень хочется понять что же с обществом внутри границ России и за ее пределами происходит; что так, что не так, и каковы причины.

На просторах интернета среди популярных причин внутренних проблем страны можно выделить 3:

  • Происки США, агенты Госдепа. Вот, если бы нам никто не мешал, мы бы, ух;
  • Звезды криво встали, делать сейчас ничего невозможно, нужно ждать лет 30-50;
  • Мир прогневал бога, он наказывает всех безумием.

Почему с нами происходит ровно то, что происходит?

Проблема каждого из нас заключается в том, что с развитием технологии происходит столкновение тысячелетних культур, которые до этого были относительно изолированны друг от друга. Каждая из них долгое время формировала свой культурно-смысловой код, набор социальных. политических, экономических. политических, религиозных, сексуальных и иных ценностей и чувствовала себя самой правильной, верной и достойной. Замкнутые атмосферы позволяли это делать. Сегодня эти мировые потоки сознания встречаются в смертельном клинче, стараясь победить другого.

3 фактора, вызывающих обеспокоеннность:

  1. Глобализация. Миллионы людей по всему миру переезжают из страны в страну, не проходя процесс ассимиляции.  Человек меняет место жительство, сохраняя старый образ жизни в чужой среде;
  2. Болезненная информатизация. Технологическая возможность, при которой сидя в деревне Маковцы, видишь как живут люди в Нью-Йорке, Пекине, Берлине. Невольно закрадывается вопрос в голову: «Может быть я не прав, живя по маковецки?»
  3. Легкость получения оружия массового поражения. У запрещенной в России организации ИГИЛ танки, самоходные пушки. Этого не показывают по отечественным каналам.

Основная часть.

3 концепции существования человечества:

  1. Как был обезьяной, так и остался;
  2. Арнольд Тойнби выработал концепцию, по которой существует 21 цивилизация, каждая из которых движется своим путем, меняться не собирается;
  3. Карл Поппер, Дэниел Белл говорили о том, что человечество обязательно проходит 3 этапа: доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный. Элвин Тоффлер: общество традиционное, медерна, постмодерна.

Конфликт состоит в том, что в рамках одного общества встречаются люди, придерживающиеся 3-х разных позиций: архаичное сознание, модерн, постмодерн.  Как быть? Раньше убивали друг друга. Сейчас сошлись на том, что выгоднее торговать друг с другом, еще и живой остаешься, чудо-то какое.

Каждая из этих позиций вынуждена ответить на триаду их проблем:

  1. Что производить (добывать жизненный ресурс, духовные ценности), какую технологию использовать ?
  2. Каким образом, произведенное обществом благо перераспределять?
    1. По достоинству. Милитаризированная элита забирает максимум, часть достается интеллигенции, производящей и ретранслирующей духовные блага, остальным людям.
    2. По деньгам.
    3. По заслугам.
      1. вертикально: начальник сказал, дурак исполнил;
      2. горизонтально: всем все доказывает в результате переговоров; как обсуждать первые два вопроса;
      3. смешано.

Экономическая наука выдвигает несколько иные проблемы:

  1. что производить?
  2. как производить?
  3. для кого производить?

В зависимости от типа экономической системы могут быть ответы:

  1. традиционная. Так как делали предки, по линии традиции;
  2. плановая. Так как предписывает вертикаль по плану;
  3. рыночная. Максимально эффективно, исходя из рыночных цен, баланса спроса и предложения;
  4. смешанная.

Мало того, что у каждой культуры присутствует микс из ответов на эти вопросы, они кишат и в наших головах. Это приводит к тому, что мы раздираем изнутри противоречиями, вызывающими ненависть, желание определить себя как нечто особенное, отгородиться стеной от «другого», чуждого и непонятного, найти основание в мифологизированном прошлом.

Признаки архаичного общества:

  1. зависимость жизни общества от религиозных и/или мифологических оснований;
  2. ориентация на прошлое,а не на будущее; ненависть к настоящему, презрении к будущему;
  3. коллективизм давлеет над индивидуальным выражением: все должны быть одинаковыми, все должны носить, думать и ценить одинаково;
  4. государство устроено по типу семьи: отец, при нем круг старших сыновей, а остальные слушайтесь. Уверенность в том, что тот, кто руководит, имеет на это право;
  5. человек часть чего-либо: идеи, государства. Жизнь индивида имеет значение только в части идеи.
  6. миром правит идея: богом, циклом, кланами;
  7. ощущение, что все понятийные системы бинарный: правые и левые, предатель и наш, шпион и разведчик;
  8. человек не видит мир, он видит понятия. Человек не выходит в реальный мир, он знает о нем через слова Писания;
  9. отречение от индивидуального в пользу коллективного;
  10. использование стыда, чувства вены, греха в качестве инструмента управления массами;

Достоинства архаического общества:

  1. человек должен быть героем, берущим на себя ответственность; способным на выдающиеся поступки.
    1. Конфуций, учение благородном муже.
    2. христианство. Учение о любви.
    3. Сократ, Платон, Аристотель, учение о благородстве и этике.
  2. этика совершения добра, создания добра;
  3. этика долга. Ты должен делать то, что ты должен делать;
  4. гедонизм, этика удовольствия.

На смену старому пришла эпоха Модерна:

  1. человек — центр вселенной;
  2. сила, независимость личности;
  3. рационализация, отказ от веры в бога, как объединяющего социального начала; все проверяется разумом;
  4. отказ от ручного производства, все делаем на фабрике;
  5. человек, преобразующий сам себя;
  6. урбанизация. Отказ от маленьких жилищ в пользу больших домов;
  7. все продается, все покупается, все имеет свою цену;
  8. вычленении класса профессиональных управляющих;
  9. трудовая профессионализация;
  10. демократизация. Требование к сменяемости власти;
  11. человек — суверенная личность;
  12. свободный выбор этической модели;
  13. формулирование тезиса «Я есть это»;
  14. борьба за свою свободу;

Проблемы модерна:

  1. делении общества на правильное и неправильно;
  2. вера в возможность построение спланированного будущего;
  3. герои: борцы, победители, титаны;
  4. вера всемогущество разума;
  5. полная ноша личной ответственности;

Общество постмодерна:

  1. главный ресурс — потребляемая и производимая информация;
  2. появление виртуального социума, влияющего на индивида;
  3. блогосфера — новый судья способный карать и миловать, возносить и низводить;
  4. ориентация на интрументальные ценности. Инструмент важнее дела;
  5. идея тотального равенства;
  6. размывание границ добра и зла;
  7. равенство идей, отрицающих друг друга:  квир направление и традиционный подход, демократия и  авторитарность, здоровый человек и инвалид, христиане и сатанисты;
  8. насмешка над идеями великого;
  9. отказ от идеи развития. Не надо надрываться, ты и так прекрасен. Радуйся тому, какой ты есть.
  10. не планируй на долгий срок, день прошел  и слава богу;
  11. высокая мобильность населения;
  12. не откладывай сбережения на завтра, потребляй сегодня;
  13. появление новых форм занятости;
  14. сокращение трудового дня;

Современные стратегии:

  1. реализация крупного, даже не обязательно крупного, но значимого для общества проекта в рамках одной человеческой жизни;
  2. материального благополучия;
  3. стратегия маленького человека. Маленький домик,водка, приятель.
  4. стратегия экстрима;
  5. стратегия получения впечатлений.

Возникает ситуация, при которых в голове каждого человека смешивается влияние архаики, модерна, постмодерна. Происходит разочарование в прошлых ценностях, отсутствие работающей системы вертикальных социальных лифтов, снижение корреляции между получением хорошего образованием и достойным уровнем оплаты труда, все можно, все равно, все едино. Свобода от оков моральных ценностей, с которое не известно что делать. Колоссальный рост источников информации, подлинность которой проверить невозможно.

В результате вышеописанного старые ценности  сливаются  с противоценностями в котле единого безумия, стимулирующем желание закрыться, забыться, не видеть происходящую действительность.

Изложенный материал является конспектом выступления потрясающего Иосифа Дзялошинского.

Ставьте лайки, делитесь записью с друзьями  подписывайтесь на на меня в социальных сетях, а также ищете информацию по хештегу #kozlov_sa:

При использовании материала с данного сайта, обязательно указывайте на источник активную кликабельную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика